Автомобильные фильтры

Автомобильные фильтры (воздушный фильтр, масляный фильтр, салонный фильтр, топливный фильтр): что это и как часто это нужно менять?

 Автомобиль-технически сложное устройство и оно нуждается в постоянном наблюдении. Все узлы и механизмы взаимосвязаны между собой. Выход одного их них влечет за собой выход и других узлов. И автомобильные фильтрыявляются очень важной частью   автомобиля. Даже в пылесосах и кондиционерах существуют фильтры – что же тогда говорить про автомобили! Помимо непосредственного влияния на сам автомобиль автомобильные фильтры влияют и на самочувствие самого водителя транспортного средства.

Воздушные фильтры

Это «легкие автомобиля». Эти фильтры отвечают за количество и качество воздуха, которое поступает непосредственно в двигатель вашего автомобиля.

Воздушные фильтры должны сопротивляться разным погодным условиям. В частности, при попадании воды в фильтр во время езды в дождь или по мокрой трассе. Воздушный фильтр также должен противостоять агрессивной среде: фракциям моторного масла, топлива. Все это попадает в фильтр из воздуха или при выключенном двигателе. В современном воздушном фильтре должна быть большая стабильность материала, применяемого при изготовлении фильтра, так как при эксплуатации автомобиля, температура в фильтре может подниматься до 90°С.

Воздушные фильтры

Сразу же не будем советовать почистить фильтр старым дедовым способом: вытряхиванием фильтра или чистки его при помощи пылесоса. Ни бумажный элемент фильтра, ни его нетканый собрат не станут от этого чище. Дело в том, что влага все же проникает в фильтр и склеивает частицы пыли. Самый плохой вариант в данном случае –возвращение с дачи по проселочным пыльным дорогам в город, в котором идет ливень. Если данная ситуация повторялась не один раз (а летом это очень даже возможно)-то лучше поменять фильтр на новый.

Все это напрямую зависит на то, как будет вести себя двигатель при его эксплуатации: равномерная работа его в разных фазах и при различных оборотах, количество потребляемого топлива, ресурс двигателя. На сегодняшний день электронный блок управления двигателем вещь повсеместная. Этот блок крайне чувствителен ко всем изменениям в параметрах работы двигателя. И если качество и количество воздуха, проходящего через воздушный фильтр будет отличаться от базовых настроек в блоке управления двигателя, то это повлечет за собой перенастройку всей системы управления двигателем и как следствие работу двигателя на максимальных уровнях и как следствие повышенный износ механизмов. Насколько важен воздушный фильтр говорит такой факт: в автоспорте используется как правило так называемый «нулевой» воздушный фильтр, имеющий обычно форму усеченного конуса, устанавливаемый без корпуса и якобы имеющий нулевое сопротивление. Этот фильтрующий элемент обеспечивает некоторое снижение сопротивления воздушному потоку, но только за счет ухудшения отсева частиц.  Данный фильтр живет всего лишь одну гонку и по окончании ее сразу же как правило меняется. Все это наглядно демонстрирует важность и нужность воздушного фильтра при эксплуатации автомобиля.

Масляные фильтры

Самый важный фильтр в системе фильтрации автомобиля. Король фильтров. Первое место в этой иерархии.

Масляные фильтры

В системе смазки двигателя масляный фильтр и моторное масло необходимы для выполнения следующих функций:

  • охлаждение и отвод тепла от трущихся деталей двигателя;
  • очистка от частиц пыли, нагара и металлических крошек, которые образуются в результате работы двигателя;
  • для создания антифрикционной (препятствующей трению) масляной пленки, образующейся между поршнями и гильзами цилиндров двигателя;
  • для уменьшения шума, возникающего при работе трущихся деталей двигателя;

Также масляный фильтр выполняет функции очистки двигателя от различных твердых примесей, попадающих в двигатель через топливный и воздушный фильтры.

Известно два параметра для ее оценки: это номинальная фильтрация, которая характеризуется размером задерживаемых фильтрующим элементом частиц до 95%, а также абсолютная фильтрация, которая характеризуется степенью очистки моторного масла (фильтрация всех частиц). 

Распространенные поломки масляного фильтра

Среди основных признаков неисправностей масляного фильтра можно отметить такие явления, как:

  • Общее ухудшение работы двигателя;
  • При подгазовке появляется черного цвета выхлоп;
  • Повышение или снижение масляного давления;
  • Возгорание специальной лампочки на панели.

Своевременная замена фильтров
Обязательно следует производить периодическую замену масляных фильтров любого типа. При несвоевременной замене масляного фильтра, в двигателе происходит падение давления масла вследствие нарушения его потока через фильтр. В результате фильтр прекращает очистку масла и в масляной системе двигателя циркулирует моторное масло с частицами металла и сажи, что значительно сокращает срок службы двигателя. Практически все производители масляных фильтров рекомендуют делать выбор масляного фильтра и его замену после 7 000 – 10 000 километров пробега.

Многих автовладельцев волнует вопрос, можно ли менять фильтр без замены масла. Ответ прост: можно. Так как почти вся смазка в неработающем двигателе находится в картере, и его уровень находится ниже патрубка, на который накручивается масляный фильтр, при выполнении такой операции теряется только то, что находится в снятом фильтре (у легковых автомобилей примерно 200 мл). Если уровень масла в норме, то после замены даже не придется доливать его в мотор.

Салонные фильтры

Салонный фильтр для автомобиля – опция  достаточно новая. Для привлечения клиентов, создания более комфортной среды при управлении втомобилем автопроизводители постоянно ищут новые предложения. Впервые на серийной машине салонный фильтр появился в 1991 году. Предназначался он тогда и предназначается сейчас для фильтрации воздуха , поступающего в салон автомобиля. Его появление стало возможным после того, как технологии производства кузова современного автомобиля стали настолько совершенными ,что позволили сделать его(кузов) очень герметичным и водонепроницаемым для окружающей среды. Естественно как и все новички и первопроходцы он существенно отличался от сегодняшних салонных фильтров. Он представлял собой фильтровальную бумагу, улавливающую частицы размером более 5 мкм, и был бессилен в борьбе с токсичными газами.

Использующиеся в автомобиле фильтры салона подразделяются на две наиболее распространенные группы:

  • Обычные противопылевые фильтры;
  • Угольные фильтры.

 

Противопылевые и угольные фильтры различают в первую очередь по структуре материала, используемого при производстве того или иного фильтра. Угольные фильтры-следующая ступень развития салонных фильтров как вида автомобильных фильтров. Нужно помнить, что активированный уголь внутри фильтра работает только тогда, когда через него проходит потоки воздуха. Если воздуха нет, значит фильтр не работает и его ресурс не сокращается. И стоит обращать внимание на вес фильтра — чем он тяжелее, тем больше активированного угля внутри, а значит, он будет иметь больший срок службы.

Где находится салонный фильтр и как его заменить

Несмотря на то, что автомобили разных производителей имеют существенные конструктивные отличия, они используют, как правило, салонные фильтры одной и той же формы. Обычно это прямоугольная кассета с характерным гофрированным фильтрующим элементом и более или менее жестким каркасом по периметру, обеспечивающим монтаж без перекосов с соблюдением требуемой плотности прилегания кромок. Места установки фильтров салона также не сильно разнятся. Обычно они находятся либо в подкапотном пространстве, либо под передней панелью в зоне сиденья пассажира (часто за перчаточным ящиком). Ответить на вопрос, где находится салонный фильтр в конкретной модели машины, сможет только руководство по ее эксплуатации. В нем же описана последовательность действий при замене.

Топливные фильтры

Топливные фильтры появились практически одновременно с двигателями внутреннего сгорания. Так как качество топлива на заре автомобилестроения оставляло желать лучшего, то вопрос его фильтрации вставал особенно остро. Несмотря на то что качество топливо, его чистота  в последнее время заметно выросло(чему способствуют современные АЗС с продвинутой системой очистки) , все же в процессе эксплуатации возможно попадание грязи в топливо. Поэтому топливные фильтры-это эффективное средство против выхода из строя самого двигателя.

Как часто необходимо менять топливный фильтр?

Производителями данных компонентов устанавливаются примерные сроки их эксплуатации. Но, при использовании некачественного топлива и плохом состоянии дорог, замена может потребоваться заметно раньше, поэтому рекомендуется смотреть на пробег автомобиля и состояние мотора. Замену рекомендуется проводить через каждые 30 тыс. км на дизельных двигателях, и 60 тыс. км на автомобилях, что работают на бензине. При несвоевременной замене фильтра повышается вероятность выхода из строя не только топливной аппаратуры, но и топливного насоса, а также агрегатов, что отвечают за запуск мотора. Поэтому очень важно провести замену сразу после того, как появились первые признаки того, что фильтр засорился.